Posted 21 августа 2017,, 15:11

Published 21 августа 2017,, 15:11

Modified 11 сентября 2022,, 16:32

Updated 11 сентября 2022,, 16:32

Власти Москвы ежегодно тратят на свои СМИ более $200 млн из бюджета столицы

21 августа 2017, 15:11
Согласно опубликованному бюджету Москвы, медиасфера столицы обходится более 200 миллионов долларов ежегодно. Это делает российскую столицу абсолютным лидером в мире на затраты в этой области. Деньги власти тратят на содержание и поддержку своих и «дружественных» СМИ.

Издание «Новые известия» пишет, что в столице последние три года действует официальная статья расходов на СМИ. Так, расходы за 2017 год составляют 12,1 миллиарда рублей или более 200 миллионов долларов, а в 2016 году – 16,6 миллиарда рублей. Для того, чтобы оценить масштабы этих показателей, стоит обратить внимание на отчетность по бюджету за текущий год в Нью-Йорке, где общая сумма затрат на СМИ – 60 миллионов долларов, и это почти в четыре раза меньше. Во всех подразделениях мэрии Москвы действует статья затрат на СМИ, поэтому $200 миллионов не являются конечным показателем, а отражают только траты Департамента СМИ и рекламы. Общая сумма трат доходит до 19,4 миллиарда рублей, что сравнимо с расходами федерального бюджета на ВГТРК – 21,8 миллиарда рублей. Аналогия граничит с существенным различием: представительства ВГТРК работают во всех регионах России, а сумма в 19,4 миллиарда рублей уходит на одни московские СМИ.

Кроме того, так называемые «теневые» расходы не входят в установленную официальную сумму. Каждый год на положительные статьи о работе московской мэрии, а также на размещение в СМИ полезной для мэрии информации уходит не менее 650 миллионов рублей.

Одним из механизмов продвижения столичной администрации является портал «Яндекс.Новости». Московские чиновники зарегистрировали сайты управ и префектур как СМИ, включив их в систему освещения позитивных событий о деятельности столичных властей в ключевых новостных списках. К примеру, посещение Сергеем Собяниным детского сада или приюта. А содержание и продвижение таких инфоплатформ осуществляется за счет кошельков жителей Москвы. Только за первое полугодие сумма составляет 417,6 миллиона рублей.

Помимо всего вышеперечисленного, москвичи оплачивают и содержание основных получателей дотаций из столичного бюджета – телеканал ТВЦ, получающий около 2,5-3 миллиарда рублей ежегодно, а также все льготы федерального канала, и медиахолдинг «Москва Медиа».

Показатели эффективности и общей рентабельности дотационных СМИ подлежат действительному сомнению. Согласно данным, рекламные доходы «Москва-медиа» в разы меньше, выделяемой им из бюджета мэрии суммы в 4,5 миллиарда рублей. Вполне очевидно, поскольку в таблице ТНС «Среднесуточная доля телеканалов в Москве» телеканал «Москва-доверие» не прописан. К тому же, за пять лет вещания компания не преодолела порог даже в 1% московских телезрителей.

Известно, что в 2011 году, когда мэрия покупала канал-банкрот «ТВ Столица» за 200 миллионов рублей, речь шла о мировых масштабах и высоких рейтингах. Однако сама сделка была достаточно подозрительной – несмотря на миллиардные долги, оплаченные мэрией, и доход в 87 миллионов рублей – экс-владельцам удалось продать канал за хорошую цену. Один из бывших владельцев Василий Кичеджи — экс-руководитель столичного департамента транспорта и связи, а еще ранее — заместитель полпреда президента в Центральном федеральном округе.

Журналисты издания также задаются вопросом, в чем смысл огромных затрат на малоэффективные СМИ, в то время как гораздо логичнее будет воспользоваться услугами PR-агентств для лоббирования интересов администрации столицы?

Эксперты в медиасфере убеждены в примитивности ситуации: освоить и задействовать 20 миллиардов бюджетных рублей на рекламном рынке невозможно, поскольку в российских СМИ нет необходимого количества рекламных площадок. Именно поэтому и продолжает существовать такая «лазейка» – содержание убыточных каналов в режиме «городской собственности» позволяет задействовать любые суммы, ссылаясь на содержание помещений, капремонт и съемки программ.

«Новые Известия» отмечают, что согласно информации, в 2010 году развитие политики московской мэрии в плане СМИ взял под контроль заместитель мэра по вопросам региональной безопасности и информационной политики Александр Горбенко, руководивший ранее «Российской газетой», являющейся органом правительства РФ и обязанной публиковать официальные документы Белого дома. Поэтому Горбенко был тесно связан с правовым департаментом правительства России. В 2009 году данную структуру возглавляла Анастасия Ракова – один из самых близких соратников руководителя аппарата правительства Сергея Собянина.

Собянин, получив должность мэра Москвы, тут же предоставил Раковой и Горбенко руководящие должности. Вместе с тем важной персоной в медийной сфере Москвы выступает и пресс-секретарь Собянина, занимающаяся освещением его деятельности, Гульнара Пенькова.

Характерная особенность всех вышеперечисленных фигур – скрытность от публики. Задать вопросы и получить интервью, касающееся деятельности этих представителей московской администрации, практически нереально. Они не стремятся завоевать симпатии москвичей возможно потому, что это не входит в сферу их задач.

"