Как власти Ростова-на-Дону строят город будущего и теряют исторический центр

Как власти Ростова-на-Дону строят город будущего и теряют исторический центр
Как власти Ростова-на-Дону строят город будущего и теряют исторический центр
22 ноября 2021, 21:16ОбществоФото: kremlin.ru
Ростов-на-Дону, как и любой мегаполис, не стоит на месте и постоянно развивается, становясь более современным, «умным» и комфортным. Активисты же считают, что это приводит к потере исторической уникальности. Во что хотят превратить южный город-миллионник, разбиралась RostovGazeta.

История города началась в 1749 году и с тех пор он пережил революцию, гражданскую войну, Великую Отечественную войну, но сумел сохранить историческое наследие в виде целых улиц со старинными зданиями. Но всему когда-либо приходит конец, а на смену старому приходит новое.

Город будущего

Потребности общества заставляют город идти в ногу со временем — строить комфортное жилье, благоустраивать прилегающие территории и создавать большие открытые пространства. Власти уже анонсировали масштабный проект на левом берегу Дона, в рамках которого появится современный микрорайон.

В этом случае предусмотрели все, что включает в себя так называемый город будущего. В частности, для горожан обустроят новый парк восточнее стадиона «Ростов-Арена», площадь которого будет достигать 14,5 гектара.

На территории появятся торгово-развлекательный комплекс, амфитеатр и станция запуска воздушных шаров. Для любителей спорта заработают ледовый дворец, велотрек, теннисные корты и футбольное поле.

Фото:pixabay

Масштабы, конечно, впечатляют, но на меньшее жители современного города уже и не согласны. В первую очередь инфраструктуру создают для молодых семей с маленькими детьми, которые недавно создали ячейку общества и теперь выбирают комфортный для себя район. Поэтому предусмотрена и детская инфраструктура, игровые зоны сделают в виде пляжа и пиратского корабля.

И это далеко не все, на такой территории просто не мог не появиться фонтан. В дополнение к нему идут болотный сад и пешеходный мост через водный канал, а ландшафт парка будет похож на природный. Здесь высадят уже взрослые деревья, чтобы во время прогулки ростовчанам не мешало палящее солнце.

Мало кто не мечтает о жизни рядом с таким продуманным природным комплексом, поэтому нашлось место и для жилой застройки. В планах построить 13 домов, а также два детских сада с ясельными группами, школу на 1100 мест и поликлинику.

Фото:pixabay

О том, что все это появится, можно не сомневаться, так как власти уже утвердили проект благоустройства. Масштабы развития города достигли таких высот, что уже сразу создают целые микрорайоны. И это не единственное городское пространство, которое получит обновление. Так, в парке имени Максима Горького уложат желтую плитку, высадят лаванду, отреставрируют амфитеатр и фонтаны.

А вдоль реки Темерник, которую очищают от скопившегося многолетнего мусора, создадут парк и соединят его с Ботаническим садом ЮФУ. Сити-менеджер Алексей Логвиненко пообещал благоустроить рощу у Ворошиловского моста, но без уничтожения деревьев. Наоборот, рабочие высадят новые растения, сделают освещение и приведут территорию в порядок.

И только малая часть запланированных работ. Постепенно парки города станут современными и комфортными для всех категорий граждан.

«Умный» город

Ростов пока не может похвастаться повсеместным внедрением систем «Умного города», но технологии уже начали появляться в повседневной жизни горожан. И началось все с «умного» остановочного комплекса на площади Советов, который, кстати, приняли не все горожане. Неизвестные дважды разрисовали его, несмотря на действующую систему видеонаблюдения.

Что касается самого комплекса, то он оснащен электронным оборудованием, при помощи которого можно следить за движением автобусов. Есть также кнопка речевого устройства для слабовидящих и большой экран с видами города.

Фото:instagram.com/logvinenko_rnd

Можно подключиться к Интернету через WiFi, а при создании остановки применили передовые энергосберегающие технологии. Сделали кнопку 112 для вызова экстренной помощи в случае ЧС.

Вандалов городские власти не испугались, планируется, что в городе установят еще 130 таких остановок в рамках концессионного соглашения. Замглавы администрации города Светлана Камбулова рассказывала, что уже есть компания, готовая к реализации проекта. По предварительным подсчетам, в этот проект придется вложить около 400 миллионов рублей.

«Умные» технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни и это только дело времени, когда их начнут внедрят в инфраструктуру Ростова.

Современный транспорт

В городе есть широкая сеть общественного транспорта, состоящая из автобусов, трамваев, троллейбусов, и уже много-много лет говорят о строительстве метро. Работу над этим проектом уже начинали, но далеко дело не зашло, а сейчас власти сходятся во мнении, что подземка и не нужна вовсе.

Вместо нее решили сделать высокоскоростной трамвай или его еще называют легкое метро. Всего появятся 122 километра путей, из которых 78 километров придется создать с нуля. Это позволит соединить новые микрорайоны, которые нуждаются в особом внимании.

Согласно программе развития транспорта на период до 2035 года, которая внесет серьезные изменения в этой сфере, трамваи будут курсировать между левым берегом Дона и северной частью донской столицы. Всего в этот проект могут вложить около 50 миллиардов рублей.

Изменения внесут и в работу городской электрички, у которой появятся новые остановки. Это позволит создать кольцевой маршрут.

Фото:pixabay

Другим интересным проектом станет канатная дорога, стоимость которой может составить пять миллиардов рублей. Длина линий фуникулера достигнет двух километров и объединит Театральную площадь с левым берегом Дона. Всего у канатной дороги будет четыре станции — по одной на правом берегу Дона и Зеленом острове, а также две станции по левому берегу Дона.

В целом в городе активно работают над реализацией национальных проектов, в рамках которых строят новые дороги, больницы, школы и детские сады. Город принимает все более современный облик, но останется ли в нем место для истории?

Снос зданий

Активисты объединения по сохранению исторического наследия Ростова-на-Дону «МойФасад» не перестают утверждать, что в городе начали лишать статуса объектов культурного наследия дома с историей. По их словам, это позволяет сносить их и строить новые объекты.

Страдают исторические объекты и от горожан. Взять, к примеру, знаменитый Дом с ангелами на Московской, 72. Неизвестные сорвали замок на двери, пробрались внутрь и спокойно жили. Они обустроили себе там условия для ночлега и притащили плитку для приготовления еды.

Но обидно горожанам было не только это, а то, что непрошенные гости срезали и вынесли старинные металлические кованные перила и батареи. Украденные ценности пытались найти в пунктах приема металлолома, но тщетно. А ведь здание построили в 1899 году и оно требует пристального внимания.

Но происходят ситуации и хуже, причем все чаще в последнее время. Активисты движения «Мой фасад» пожаловались, что в центре Ростова-на-Дону уничтожили 130-летний дом священника Федора Маляревского на Социалистической, 102, между переулком Газетным и проспектом Ворошиловским. Его построили еще в 1880-х годах.

Фото:Администрация Ростова

На Ворошиловском проспекте строители возвели кирпичную пристройку к фасаду исторического здания. А им оказался дом Я. Г. Эсса, который навсегда утратил свой первоначальный облик.

Летом этого года сити-менеджер Алексей Логвиненко встретился с представителями общественных организаций и архитекторами, участники обсудили застройку исторического центра города. Стало известно, что власти хотят внести изменения в существующий проект охраны объектов культурного наследия и разрешить строительство современных зданий.

Фото:pixabay

Это может привести к тому, что в старых кварталах будут возводить здания, но с условием соблюдения архитектурного единообразия и исторического стиля домов. Хотя руководитель архитектурной студии «Чадо» Евгений Задорожный выразил мнение, что классический стиль в архитектуре давно устарел и туристам это не надо.

Пока местные жители видят, как город становится более новым и современным, но на фоне этого утрачивает свои историческую составляющую. А сможет ли модерн сочетаться с классикой, покажет время.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter