Праздник по-ростовски: откаты, кредиты и никаких лицензий

Праздник по-ростовски: откаты, кредиты и никаких лицензий
Аналитика

5 декабря 2017, 12:51
Photo: novosti-n.org
Event-агентства кредитуют клиентов на гигантские суммы, конкурируют с ведущими, которые не платят налоги, и при этом прогнозируют рост рынка праздников.

Компании уходят с рынка от веселья

Согласно данным открытых источников, в Ростовской области работает 593 рекламных агентств, но не все из них занимаются организацией праздников. По словам генерального директора компании Еxclusive Натальи Сотниковой, в регионе работает 63 event-агентств. "Больше половины из них находится в полуживом состоянии", - добавляет она.

Сотникова считает, что в этом бизнесе величина компании измеряется не количеством работающих сотрудников, а числом заказов. "Компаний, в которых работает 40-50 человек, нет даже в Москве. Ведь у агентств праздников огромное количество подрядчиков, они привлекаются тогда, когда это необходимо", - сообщает спикер.

По ее словам, 11 лет назад, когда компания открывалась, у нее было пять конкурентов. "Сейчас из них остался один – креативное бюро «Ильюшино», но оно работает только с государственными структурами. Из корпоративов и свадеб они ушли вообще", - говорит она. Представители компании "Ильюшино" не ответили на запрос RostovGazeta. Сотникова также сообщает, что в 2017 году закрылись две компании, которые проработали на рынке 11 лет. "Не думаю, что они закрылись из-за того, что у них не было клиентов, просто люди устают заниматься этим праздничным бизнесом", - полагает спикер.

По словам Сотниковой, усталость приходит из-за того, что, во-первых, клиенты не хотят креатива, а делать одно и то же сотрудникам надоедает. "Во-вторых, подрядчики тоже сдуваются. Они нарабатывают свою базу клиентов и начинают плохо относиться к работе", - говорит она. Спикер поясняет, что это ведущие, шоу-программы, танцевальные коллективы. Она приводит в пример поиск танцовщиц со свечами на голове. "Нашли только трех, а нам нужно 15. Коллективы не готовы обучать столько девушек восточным танцам и покупать столько канделябров", - добавляет Сотникова.

Она приводит в пример стандартную программу корпоратива для организаций, которая повторяется из года в год: ведущий, звук, пара коллективов и кавер-группа.

Новым компаниям мешают ведущие-организаторы

Сотникова считает, что новым компаниям сложно существовать, потому что тяжело наработать портфолио. По мнению спикера, основными клиентами агентств являются организации, которым важно, сколько event-агентство существует на рынке. "Помимо агентств праздников, еще есть ведущие, которые сами предлагают услуги организаторов", - сообщает Сотникова. По ее словам, к ведущим обращаются частные лица. "Почти у всех ведущих нет юридического лица, они не хотят платить налоги, все это "черный нал". Крупные компании и думать о таком не могут, им нужен безналичный расчет, официальный договор и им важно, сколько работает агентство", - сообщает спикер.

Деятельность ведущих-организаторов сконцентрирована в свадебной сфере, считает Сотникова. "Там все друг друга советуют. А если говорить о свадьбе, то не всем клиентам нужно, чтобы это было агентство", - говорит она. По словам директора, там другая система расчета, организаторы часто называют фиксированную сумму, которая завышена в 10 раз – 50-60 тысяч рублей за свадьбу.

"Чтобы просто открыть агентство праздников в офисе, а не на дому, нужно минимум 200 тысяч рублей. Мне кажется, сейчас нужно агентствам открываться под клиентов: знать, что хотя бы 3-4 клиента у них есть, тогда можно начать работать без убытков через год", - отмечает она.

Кредиты и отсутствие лицензии

Руководитель коммуникационного агентства Mozaika Диана Сорокина одной из проблем на рынке праздников считает кредитование клиентов. "Практически весь бизнес сейчас привык к тому, что агентства кредитуют организации. А большой бизнес привык к тому, что кредитуют на 60 дней. Агентства не могут себе позволить взяться за большие проекты из-за гигантских сумм кредитования и отсрочки в два месяца после закрытия всех документов", - говорит руководитель. Она полагает, что на рынке должен произойти перелом. "Непонятно, как у нас зародился такой опыт, в других странах - в Европе, Америке - есть условия предоплаты", - добавляет спикер.

Она считает, что сложность заключается в том, что эта сфера не регламентирована. "Конечно, есть сообщества, но они не регламентируют деятельность event-агентств на каком-то серьезном уровне", - говорит Сорокина. По ее мнению, изменения могут произойти в случае, если объединятся лидеры бизнеса на федеральном уровне. "Но я не думаю, что это произойдет в ближайшем будущем", - добавляет руководитель.

Директор агентства праздников MAX EVENT Максим Щербаков также выделяет проблему отсутствия сертификации в индустрии торжеств. "Нет стандартов, и многие не понимают, хорошее ли это мероприятие. Это и заказчики, и специалисты нашей сферы, которые считают, что делают хорошее мероприятия, хотя, на самом деле, это прошлый век", - добавляет он.

Будущее корпоративов: миры на смартфоне и никакого спорта

Руководитель коммуникационного агентства Mozaika Диана Сорокина считает, что с одной стороны, есть тенденция укрупнения бизнеса праздников. "С другой стороны, каждое агентство выбирает свою нишу. Если в регионах еще есть агентства, которые занимаются и корпоративами, и мероприятиями для маркетинга, и днями рождения, то в больших городах агентства занимаются чем-то одним", - говорит она. Сорокина полагает, что региональный рынок тоже приходит к узкой специализации. "Чем больше бизнес узконаправлен, тем легче клиенту найти подходящее агентство", - добавляет она.

По словам Сорокиной, более популярным стало внедрение технологических интерактивных элементов на мероприятии: дополненная реальность, виртуальные очки, использование фотобудок. "Рулит диджитал и все, что можно быстро выложить в Интернет. В будущем эти технологии станут более доступны, их будут применять к еще большему количеству мероприятий", - говорит она. Спикер считает, что через 5-7 лет через телефон на празднике можно будет "создавать новые миры".

Генеральный директор компании Еxclusive Наталья Сотникова полагает, что сейчас компании уходят от спортивных тимбилдингов (специальных мероприятий корпоративного отдыха, которые направлены на сплочение коллектива - прим. ред.). "Если раньше веревочный курс был сплошь и рядом, то сейчас все перешли в формат импровизации: песни спеть, частушки придумать, сценки показать, кино поснимать, передачи переделать", - говорит она. Спикер связывает это с тем, что люди "наелись" активного отдыха. "Раньше все часто выезжали в Египет, Турцию, Адыгею, менялась хотя бы картинка. В связи с кризисом бюджеты уменьшились, компании не могут себе такое позволить, и все отдыхают в Ростовской области, находятся на одной локации". Еще одной причиной снижения популярности активностей она называет большую текучку в компаниях молодых специалистов. "А люди в возрасте 30-35 лет бегать не хотят", - добавляет директор.

Работа с клиентами: откаты и отказ от госструктур

Сотникова рассказывает, что в Ростове есть event-агентства, которые платят "откаты". "Они пишут процентную ставку в смете, а на переговорах говорят, что процент идет лично представителю компании, который их наймет", - говорит она. Директор заявляет, что знает два таких агентства, но их названия не уточняет. "Кто-то на них ведется, кто-то нет, кто-то добавляет в черный список, потому что они даже не думают, кому это предлагают", - говорит директор.

Что касается государственных организаций, то представители Mozaika, Еxclusive, MAX EVENT сообщили, что не работают с ними.

По словам Сотниковой, госструктуры не устраивают корпоративы за счет бюджета. "Полугосударственные компании также пострадали от закона, который запрещает корпоративы. «Газпрому», например, убрали эту статью расходов, оплачивают только еду", - говорит она.

По данным СМИ, в декабре 2013 года на встрече с активистами Общероссийского народного фронта президент России Владимир Путин возмутился тем, что госкомпании проводят закупочные тендеры на новогодние корпоративы. Тогда он посоветовал сотрудникам скидываться на праздники из своего кармана. В декабре 2014 года губернатор Ростовской области Василий Голубев написал в твиттере: "Приближаются праздники. Предупредил сегодня всех на оперативке: никаких корпоративов за счет бюджета".

Согласно данным сайта госзакупок, всего две компании в Ростовской области закупили товары для корпоративных мероприятий в преддверии Нового года, и то перед 2016 годом, а не 2017 году. Ростовский аэропорт опубликовал объявление 20 декабря 2016 года на поставку алкогольной продукции для "формирования подарков сторонним организациям и проведения корпоративного мероприятия" на 499 тысяч рублей. 15 декабря "Шахтинская газотурбинная электростанция" провела закупку "организации корпоративного мероприятия с питанием на 100 персон" на 200 тысяч рублей.

Среди категорий, под которые бы можно было замаскировать корпоратив (социально-культурные мероприятия, торжественный прием, конференция - прим. ред) за бюджетные деньги на сайте государственных закупок найти не удалось.

Представитель пресс-службы правительства региона заверил, что общего корпоратива организации не планируется. "Наверное, в отдельных структурных подразделениях – министерствах, департаментах - народ соберется и Новый год встретит", - предположил спикер.

У вас будет корпоратив?
Survey
Да
Нет
Секрет
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter