Posted 14 января 2020, 06:31

Published 14 января 2020, 06:31

Modified 17 сентября 2022, 16:41

Updated 17 сентября 2022, 16:41

«Мегафон» — твой штраф зависит от тебя: как работают камеры на донских дорогах

14 января 2020, 06:31
Камеры на дорогах фиксируют много нарушений в Ростовской области: только за 11 месяцев 2019 года общая сумма штрафов составила 1,6 миллиардов рублей. При этом не все до сих пор понимают, как устроена работа средств фиксации: какое ведомство и за что отвечает, какую роль в этом играют частники и куда уходят деньги.

Корреспондент RostovGazeta попытался разобраться, как функционируют камеры и кто получает с них прибыль.

Как работают камеры в регионе

Как сообщил в ответе на запрос сотрудник пресс-службы Министерства транспорта региона, с 2017 года количество камер на дорогах Ростовской области увеличилось в 2,2 раза. На данный момент в регионе работают 308 комплексов. «Они распознают превышение скорости, движение по полосе общественного транспорта, проезд на „красный“. Камеры также фиксируют случаи, когда машины не останавливается перед стоп-линией, нарушают правила стоянки и остановки», — следует из ответа ведомства.

Сотрудник Министерства рассказал, как именно работает фото-видеофиксация на дорогах. Данные с камер поступают на серверное оборудование ГКУ РО «Центр безопасности дорожного движения» (учреждена Минтрансом региона), после чего проходят первичную обработку в программном обеспечении на основе нейронных сетей (модуль «Скоринг»). Оставшиеся данные проверяются на корректность фотоматериалов аналитиками Центра и после этого передаются в ЦАФАП ГИБДД — орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях в области дорожного движения. «Специалисты организации оценивают соответствующие доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, после чего принимают решение о вынесении постановления об административных правонарушениях в области дорожного движения», — добавил сотрудник.

На вопрос о сроках службы камер представитель Минтранса ответил, что в оперативном управлении ГКУ РО «Центр безопасности дорожного движения» есть устройства, произведенные и приобретенные с 2007 по 2013 год, при этом все комплексы находятся в рабочем состоянии и ежегодно проходят соответствующую поверку.

По данным ведомства, помимо рабочих средств фиксации, на дорогах области установлено 50 имитаторов стационарных камер. «Ежегодно 38 раз осуществляется взаимная перестановка комплексов „КОРДОН“ (измеряют скорость транспорта — RostovGazeta) и имитаторов», — сказано в ответе.

Сколько платят сфотографированные водители

По данным Министерства, в 2018 году владельцам транспорта направлено 1,8 миллионов постановлений об административных правонарушениях в области дорожного движения (рост в сравнении с 2017 годом составил 12%).

«С января по ноябрь 2019 года собственникам транспортных средств направлено 2,3 миллиона постановлений на общую сумму штрафов 1,6 миллиардов рублей (по сравнению с таким же периодом прошлого года — рост в 1,4 раза). Это без учета 50% скидки за уплату штрафа в двадцатидневный срок», — рассказал сотрудник ведомства. Он уточнил, что размеры штрафов едины на всей территории России: они не зависят от типа дорог, на которых зафиксировали нарушение.

«С января 2019 года все средства от штрафов за нарушения правил дорожного движения, зафиксированные с использованием камер, направляются в дорожный фонд Ростовской области», — сообщил специалист. Он пояснил, что деньги идут на ремонт, реконструкцию и строительство дорог местного, муниципального и регионального значения, а также обеспечение безопасности дорожного движения.

Кому принадлежат камеры

Как отметили в Минтрансе, в Ростовской области нет комплексов фотовидеофиксации, установленных на условиях государственно-частного партнерства. В целом, камеры устанавливают и эксплуатируют владельцы автомобильных дорог (федеральных, местных, региональных). То есть контракты на установку и эксплуатацию комплексов на федеральных дорогах разыгрывает «Автодор», региональных — Центр безопасности дорожного движения Ростовской области, местных — администрации населенных пунктов. Центр безопасности дорожного движения региона заключает с ними соответствующие соглашения, чтобы данные передавались на их сервера.

На сайте гозакупок не удалось найти информацию о контрактах «Автодора» на содержание камер. Что касается региональных дорог, то последние три аукциона »Центра безопасности дорожного движения» Ростовской области не состоялись, потому что в них участвовал всего один поставщик. Так, согласно данным, размещенным на сайте госзакупок, на передачу данных с камер на сервер претендовала только Кавказский филиал ПАО «МегаФон» (цена 5,6 миллионов рублей), техническую поддержку комплексов и ремонт систем «Кордон» подало документы ООО «Апекс» (8,5 миллионов и 275,7 тысяч).

В целом, контракты на большую сумму за 2019 год получил индивидуальный предприниматель Андреев Владислав Александрович, который выиграл контракт на оказание автотранспортных услуг на 800 тысяч рублей, в конце декабря — право обеспечивать работу аппаратно-программных комплексов видеофиксации на 60 миллионов рублей. Как сказано в открытых источниках, Андреев занимается 44 видами деятельности, около 30 из которых касаются переработки и продажи пищевых продуктов: мяса, рыбы, хлеба и других. Кроме этого, в списке его деятельности значится ремонт оптического и коммунального оборудования, деятельность систем обеспечения безопасности. Годом ранее Андреев также выиграл контракт на автотранспортные услуги и обеспечение работы камер (800 тысяч и 60 миллионов соответственно).

Еще одной компанией, которая обеспечивает работу камер, стала ООО «Апекс» (у нее же не получилось выиграть два последних аукциона). В 2019 году фирма получила семь контрактов на техническую поддержку разных комплексов и их ремонт, общая сумма — 29 миллионов, годом ранее общая стоимость контрактов составила почти семь миллионов. Согласно открытым данным, за 2018 выручка ООО «Апекс» приблизилась к 45 миллионам рублей, чистая прибыль — 17 миллионов. Совладельцами компании указаны три человека: Воловы Ольга и Константин и Головачева Елена, другими фирмами они не владеют.

Еще одной компанией, которая обеспечивает техническую поддержку, работу программного обеспечения, поставляет программное обеспечение «Контроль КФВ» значится ООО «Стандартпроект», она выиграла четыре контракта на 16,3 миллионов (в прошлом году она же получила заказ на 4,7 миллиона). Как сказано в открытых данных, большей части фирмы владеет Анна Билая, которой также принадлежат «Технический консалтинг» и «Эффективные правовые решения».

Контракты на передачу данных выиграл «Мегафон», сумма заказа за 2019 год — четыре миллиона рублей, годом ранее компания получила за свои услуги от Центра безопасности дорожного движения» 5,8 миллионов рублей.

Заказы на камеры для дорог Ростова разместила «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры города Ростова-на-Дону». Согласно сайту госзакупок, в 2019 году было заключено три контракта на содержание комплексов фотовидеофиксации и передачу данных с камер. Аукционы на содержание устройств выиграл Лебедев Сергей Анатольевич (338,4 тысячи рублей при начальной цене аукциона в почти пять миллионов) и ООО «Система измерений» (14 миллионов при начальной цене 18 миллионов). За передачу данных боролись две компании: «Ростелеком» и Кавказский филиал ПАО «МегаФон», выиграла вторая, предложив цену в 12,7 миллионов рублей при начальной — 13,2 миллиона.

Новые веяния: средняя скорость и камеры на автобусах

Министр транспорта Ростовской области Андрей Иванов на итоговой пресс-конференции в декабре рассказал, что установка средств фото и видеофиксации на федеральных и региональных дорогах продолжается. «В этом году на федеральной дороге совместно с УПРДОР Москва-Волгоград установлено 37 камер, которые на сегодняшний день работают в тестовом режиме, в ближайшее время они будут запущены в эксплуатацию. Кроме того, мы активно работаем с компанией „Автодор“. Понимаем, что учитывая скоростной режим и интенсивность движения, которые есть на нашей дороге, к сожалению, основным источником опасности и возникновения ДТП становится транспорт, который паркуется на этой дороге», — пояснил Иванов.

По его словам, в 2019 году у региона появился первый опыт применения принципиально иных комплексов, фиксирующих не моментальную, а среднюю скорость. «Пока это пилотный опыт, в этой части есть определенная дискуссия: логично или нелогично использовать такие приборы. Мы пока не идем по пути широкого применения использования этих приборов. Запускаем в тестовую эксплуатацию такие аппараты», — следует из его слов. Иванов не уточнил, кто является оператором таких камер в Ростовской области.

Как следует из открытых источников, технология фиксации средней скорости предусматривает установку двух камер на противоположных концах участка дороги. Установленные данные позволяют рассчитать среднюю скорость, чтобы в случае необходимости выписать штраф. Эту технологию применяли в Татарстане и Подмосковье в 2015 году, но затем отказались от нее по причинам, не связанным с технологией фиксации. В апреле 2019 года стало известно о возвращении этих камер в Подмосковье. Как сообщают СМИ, там они устанавливались и обслуживаются в рамках концессионного соглашения с компанией «МВС Груп». Ее бенефициаром, согласно открытым источникам, является Сергей Асланян, бывший член коллегиального исполнительного органа ПАО АФК «Система» и МТС.

По словам Иванова, Минтранс также планирует установку камер на автобусах в Ростове. Он добавил, что опыт других регионов и федерального центра показывает, что эта практика дает очень хороший результат. «Алгоритм позволяет отследить автомобили, которые целенаправленно движутся по полосе общественного транспорта, создавая таким образом помехи и затрудняя движение общественного транспорта», — добавил министр. Он не уточнил, камеры какого типа могут установить на транспорте. По данным открытых источников, протяженность полос общественного транспорта в Ростове составляет около 35 километров

Подпишитесь