Posted 24 января 2022,, 06:40

Published 24 января 2022,, 06:40

Modified 18 сентября 2022,, 14:40

Updated 18 сентября 2022,, 14:40

Чиновники оправдываются пандемией: какие проблемы волнуют жителей Ростовской области

24 января 2022, 06:40
Годы пандемии для жителей Ростовской области оказались непростыми. За это время ярко обострились практически все существующие в регионе проблемы. В их числе — качество оказания медицинской помощи, экология, рост коммунальных платежей и даже сокращение культурного богатства Дона.

Возмущение населения усугубляют отписки чиновников на обращения граждан. Чем недовольны в регионе местные жители и на что они жаловались — в материале корреспондента RostovGazeta.

Угроза здоровью

В допандемийные времена была развернута активная пропаганда здорового образа жизни. Всех убеждали в необходимости бережного отношения к своему здоровью. Рекомендовали заниматься спортом, вести здоровых образ жизни и обязательно проходить диспансеризацию, выявляя болезни на ранней стадии для успешного излечения. Однако пандемия свела практически к нулю сформированное убеждение. Из-за огромных очередей к врачам муниципальных поликлиник люди запускают болезнь, надеясь, что «пройдет само». В результате обращаются к докторам в критическом состоянии. Не добавило здоровья ростовчанам и отсутствие профилактической помощи.

«Я гипертоник, у меня хроническая анемия. Каждые полгода мне положено ложиться в стационар на капельницы. Но последние два года, в связи с пандемией, меня никуда не кладут. Что теперь будет с моим здоровьем, я не знаю», — жаловалась редакции RostovGazeta ростовчанка Татьяна Евдокимова.

И такие обращения в редакцию, к сожалению, не единичны. Пациенту с онкологией отказывали в проведении химиотерапии, женщине с раком легких приходилось ездить за лекарством в другой город, а диабетиков вынудили экспериментировать с инсулином. Да и не всем пациентам с коронавирусной инфекцией удавалось получить бесплатные лекарства.

В январе 2022 года в онкодиспансере Таганрога закрыли хирургическое отделение по операциям на ЖКТ. Теперь тяжелобольные люди добираются за медицинской помощью в Ростов.

«А если нет ни сил ни возможностей?» — взывает о помощи жительница Таганрога на странице в соцсети губернатора региона.

Странная ситуация сложилась и вокруг распиаренной к появлению в Ростовской области инфекционной больницы, которую обещали построить еще до конца 2020 года. Но срок возведения затянулся одновременно с ростом строительных работ. Изначальная стоимость медицинского объекта — 2,6 миллиарда рублей выросла до 4,8 миллиардов.

И только в декабре 2021 года власти отрапортовали об открытии инфекционной больницы. Тогда же туда были госпитализированы первые пациенты. Их поместили в индивидуальные мельцеровские боксы.

Во всем [не] виновата пандемия

Негативное влияние на решение многих вопросов, волнующих жителей Ростова и области, внесла пандемия COVID-19. Но возникшие ранее проблемы не решаются и сейчас. И пока в федеральных структурах работают над уникальным экспериментальным проектом «Чистый воздух», жители микрорайона Левенцовский в Ростове продолжают многолетнюю борьбу за право дышать чистым воздухом. Напомним, что из-за наличия вредных веществ ночами в атмосфере, которые, по словам жителей, являются результатом деятельности близлежащего предприятия, люди ощущают во рту привкус ацентона. Они кашляют, мучаются аллергией и головной болью.

«Несмотря на наши жалобы во всевозможные инстанции на работу предприятия „Меринос“, которое расположено в непосредственной близости от жилых домов с очевидным нарушением санитарно-защитной зоны, мы получаем сплошные отписки», — говорит представитель инициативной группы по экологии микрорайона Алексей Берешпалов.

Он рассказывает, что жители Левенцовки буквально заставили контролирующее ведомство сделать замер гула, который производит предприятие.

«Но Роспотребнадзор в течение пяти месяцев не передавал результаты замера в суд. И только после очередной нашей жалобы в ОБЭП, результаты были переданы. Но и в этом случае мы потерпели фиаско. В суде „Меринос“ продемонстрировал свидетельство какого-то ИП, согласно которому, все нарушения устранены. Суд вынес предприятию штраф — 15 тыс. рублей. А мы, жители района, буквально на следующий же день услышали знакомый громкий гул», — делится наболевшим Алексей Берешпалов.

По его словам, ситуация не изменилась и на несанкционированных свалочных очагах, между ТЭЦ-2 и ЖК «Пятый элемент», куда «серые перевозчики» организованно отвозят отходы. Да в таких масштабах, которые за долгие годы «серой деятельности» изменили рельеф существующей территории.

Деньги на мусор

Не лучше обстоит дело и с реализацией мусорной реформы. По факту, из всех запланированных к реализации направлений реформы по обращению с отходами, ростовчане ощутили только одно — дополнительные расходы. Но почему в городе процветают огромные несанкционированные свалки, почему не становится чище, а контейнерные площадки заваливаются мусором, который никто не вывозит, и куда идут средства, оплачиваемые потребителями услуги, никто не понимает.

«Региональный оператор в Ростове работает по непонятным тарифам. Мусороперерабатывающие предприятия не построены. К рекультивации старых свалок никто не приступал. Но зато нам регулярно обещается, что еще немного, и мы вот-вот начнем эффективно обращаться с отходами», — отмечает блогер-урбанист Артемий Зайцев.

Правда, частично, в Ростове предпринимаются попытки внедрения раздельного сбора отходов, но делается это, по словам экспертов, с большими огрехами. При таком подходе выход из ситуации эксперты видят один — уйти от оплаты полного тарифа за вывоз мусора, снизив коммунальный платеж до обещанного после внедрения раздельного сбора. А образовавшуюся разницу в оплате — компенсировать из бюджета города.

«Ведь люди не виноваты, что в городе не созданы условия для раздельного сбора мусора. А ответственные за решение этого вопроса — администрация и региональный оператор, не заинтересованы спешить. Нет у них мотивации пока люди платят за мусор по полному тарифу», — убежден Артемий Зайцев.

Нехватка «зелени» — боль особая

Эксперты негативно оценивают и сложившуюся экологическую ситуацию в регионе. Помимо бесконтрольного внесения в почву сельскохозяйственной химии при проведении полевых работ, наличия очагов сброса нечистот в водоемы, что серьезно влияет на экологию, активисты обеспокоены уничтожением деревьев наряду с недостаточным озеленением зон отдыха. Экологи отмечают, что региону, как и столице Донского края, свойственна проблема с исчезновением многолетних крупных деревьев. При этом вместо компенсации пропавших крупномеров, высаживаются декоративные саженцы.

Особой болью общественники считают парки Ростова, в которых озеленение и близко не достигает необходимого объема.

Больше года общественники ведут борьбу за сохранение одного из немногих с уцелевшей «зеленью» парка «Дружба». Он стоит на подпорных стенах из-за расположения на склоне. Недавно выяснилось, что стены парка в аварийном состоянии, а на их замену предусмотрено 135 миллионов рублей.

«Но внезапно обнаруженная аварийность стен вызывает множество вопросов. Привлеченные нами эксперты выяснили, что аварийность стен — 30%, а никак не обозначенные 80%. Для укрепления не надо сносить стены, а можно их усилить, — сообщает Елена Хатламаджиян. — Под каждой стеной парка растет множество деревьев. Они погибнут при демонтаже стен».

Тем не менее, городские парки призваны быть столпами «зеленого каркаса».

«Но практически ничего уже не осталось от парка Горького, он весь поделен на „лоскуты“. Добавляет проблем и практика задействования земель парка под застройку. Это заметно на примере парка 1 Мая, парка Островского, Бульвара Комарова. Да и новый парк „Первая миля“ никак не соответствует ожиданиям. По нашим подсчетам, в нем не хватает порядка тысячи деревьев», — отмечает активист общественного движения Елена Хатламаджиян.

Дорога домой

Наряду со строительством в парках, тенденция высвобождения земель под застройку высоток коснулась и памятников архитектуры. Тема сохранения старого Ростова муссируется уже несколько лет. Тем временем без должного внимания рушатся старые дома, а уникальным объектам архитектуры отказывают в статусе ОКН.

«Вместо охранной зоны мы наблюдаем зону регулируемой застройки. А когда поднимаем вопрос о придании объектам статуса ОКН — получаем отказы», — констатирует руководитель ростовского отделения Всероссийского общества защиты памятников Александр Кожин.

Яркий тому пример — ситуация с ростовским ипподромом, который сперва вроде и собирались внести в перечень объектов с выявленными признаками ОКН, но потом передумали. А сити-менеджер Ростова Алексей Логвиненко заявил о намерениях застроить территорию ипподрома.

Однако решения властей реализуются далеко не всегда. Иногда для этого требуются судебные тяжбы. Например, несмотря на подписание сервитута — документа о беспрепятственном доступе жителей улицы Тракторной 48 в Ростове к своему дому по дороге, которая оказалась в собственности частного лица, проезд домой людям так до конца и не освободили.

«Последний суд вынес постановление о правомерности публичного сервитута в нашу пользу. Пеший проход по территории комплекса „Ростовский“ сейчас беспрепятственный. Однако охрана не пропускает машины через установленный шлагбаум. А проём со двора дома в день оглашения решения суда, был перекрыт погрузчиком, который там находится и сегодня», — жалуются жители дома.

Все — в суд

За время пандемии многие ростовчане усвоили одно: никто не заинтересован в решении их проблем. За свои права приходится бороться. И если контролирующие органы не замечают очевидных нарушений, а лишь советуют обращаться в суд, приходиться следовать этому совету.

В частности, не так давно корреспондент RostovGazeta направлял жалобу в Роспотребнадзор на отсутствие курьеров у службы курьерской доставки, из-за чего в течение месяца не мог получить заказ из интернет-магазина. В положенный срок, не превышающий месяц, из Роспотребнадзора пришел исчерпывающий ответ о том, что «в случае неудовлетворения требований потребителя», данную проблему можно решить «исключительно в рамках гражданского судопроизводства». Похожие отписки по жалобам на работу управляющих компаний получают и ростовчане при обращении в ГосЖилИнспекцию. Всем рекомендуют при нарушенных правах обращаться в суд.

«Поэтому действительно приходится подавать иск в суд. Так мы поступали с управляющими компаниями Волгодонска, которые начисляли СОИДы не по счетчику, а по нормативу. Мы выиграли 15 судов по разным домам и разным управляющим компаниям. Более того, у нас есть и успешный опыт обращения ростовчан в суд именно на действия ГосЖилИнспекции, которая рассмотрела жалобу сквозь пальцы», — сообщает заместитель председателя общественной организации «Городской Совет «ЖКХ-Контроль» в Волгодонске Елена Алексеева.

Она добавляет, что пытаясь доказать неправомерность начисления платежей за СОИД, было подано и несколько заявлений в полицию. Ведь когда деньги начисляют за воздух, а не за электроэнергию, когда людей путем обмана вводят в заблуждение, лишая возможности проверить правильность начисления платежа из-за отсутствия информации в квитанции — это и есть преступление.

«Мы обращаемся во всевозможные инстанции, просим провести проверку. Но и здесь начинается волокита. Неделями и месяцами ничего не делается. И тогда мы тоже подаем административные исковые заявления в суд о том, чтобы признать незаконными действия по не проведению проверок в установленный законом срок. Представители таких организация приходят на суды, а мы продолжаем свою работу. Только так и можно бороться с отписками», — убеждена Елена Алексеева.

"